> Публикации

16 апреля 2020 года

Законно ли введение режима «самоизоляции» в России


С марта 2020 года органы государственной власти субъектов Российской Федерации повсеместно ввели режим так называемый «повышенной готовности», направленный на предотвращение распространения коронавирусной инфекции.


Впоследствии в рамках режима повышенной готовности гражданам было запрещено покидать места своего проживания (пребывания). Исключения составили необходимость приобретения продуктов питания – только в ближайших магазинах, обращения за экстренной медицинской помощью и некоторые другие.

В данной статье рассмотрен вопрос о том, насколько отвечают требованиям законодательства подобные меры.


Начнем с того, что в результате возложения на граждан обязательства не покидать места своего жительства они были лишены своего права на свободу передвижения, поскольку последнее фактически было ограничено жилым помещением, в котором то или иное лицо проживает.


При этом ч.1 ст.1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года предусмотрено, что каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо Государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства.

Право на свободу передвижения нашло свое отражение и в национальном законодательстве Российской Федерации – ч.1 ст.27 Конституции РФ, п.1 ст.150 Гражданского кодекса РФ, ч.1 ст.1 Закона РФ от 25.06.1993г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Из положений ч.3 ст.55 Конституции РФ, абз.2 п.2 ст.1 Гражданского кодекса РФ, ч.2 ст.1 указанного Закона от 25.06.1993г. № 5242-I следует, что права и свободы могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Недопустимость содержания в подневольном состоянии, лишения свободы иначе как в случаях и порядке, установленных законом также декларировано в ч.1 ст.4, ч.1 ст.5 Конвенции.

Таким образом, такое основополагающее для человека в демократическом правовом государстве (Россия относится к таковым в силу ч.1 ст.1 Конституции РФ) право, как право на свободу передвижения регламентировано на уровне норм международного права, а также Конституции РФ и федеральных законов. Из этого следует логичный вывод – указанное право может быть ограничено в порядке, аналогичном тому, в котором оно было предоставлено его субъекту – только федеральным законом и только в силу прямого указания закона. Соответственно также можно с уверенностью утверждать, что ограничение прав и свобод ни в коем случае не может быть установлено иными, имеющими меньшую, с точки зрения иерархии, юридическую силу нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации.

Сама возможность противоположного вывода нивелировала бы принципы, закрепленные в ст.2 Конституции РФ, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Выход за пределы «буквы закона», любая двоякость в данном случае просто недопустимы.


Теперь вернемся к режиму повышенной готовности.

Понятия режима «повышенная готовность» законодательство Российской Федерации не содержит. Между тем, в соответствии с ч.6 ст.4.1 Федерального закона РФ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Следовательно, режим повышенной готовности вводится, если имеется угроза возникновения чрезвычайной ситуации. В свою очередь понятие «чрезвычайная ситуация» содержится в ч.1 ст.1 этого Закона – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Принимая во внимание обстановку с распространением коронавирусной инфекции в зарубежных странах, субъектах Российской Федерации, введение режима повышенной готовности на их территориях представляется вполне обоснованным.

В то же время, согласно п.«у» ч.1 ст.11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта. Обязанность граждан выполнять соответствующие правила поведения установлена абз.5 ст.19 этого Закона.

Таким образом, при введении режима повышенной готовности местным властям законом предоставлено право устанавливать определенные правила поведения, являющиеся обязательными для исполнения гражданами.

Следует иметь в виду, что понятия «правила поведения» и «право» не тождественны. Под правилами поведения применительно к мерам борьбы с коронавирусной инфекцией можно отнести необходимость соблюдения дистанции между прохожими, в очередях, при посещении общественных мест, пользования средствами дезинфекции и т.п. Иными словами, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на граждан может быть возложена обязанность соблюдать определенные правила поведения – в том числе при их передвижении, но никак не наложен запрет на само передвижение как таковое.

В данном же случае положения соответствующих нормативных актов субъектов Российской Федерации устанавливает не обязательные правила поведения, а не что иное как ограничения права на свободу передвижения.

При этом Федеральным законом РФ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» возможность ограничения прав и свобод граждан в целом, и права на свободу передвижения, в частности, не предусмотрено.

Не содержат каких-либо оговорок относительно возможности ограничения основополагающих прав и свобод граждан также и собственно Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.04.2020г. № 417. «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».

Отсутствуют основания и для расширенного толкования нормы п.«а» ч.10 ст.4 названного закона, которая дает возможность ограничения доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации. Следуя «букве закона» эта норма не затрагивает права на передвижение граждан, находящихся на соответствующей территории, в том числе на выезд за ее пределы.


Выше, если вы внимательно читали, речь шла о режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (ЧС). Многие граждане (что тут говорить – «юристы» не исключение) в нашей стране путают, не понимая разницы, эти правовые институты с другим – чрезвычайным положением (ЧП). Между тем режим чрезвычайного положения регламентируется отдельным нормативным актом – Федеральным конституционным законом РФ от 30.05.2001г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

В силу ч.1 ст.1 названного закона чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Согласно п.«б» ст.11 этого же закона указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений: установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, соответствующее ограничение права могло быть установлено исключительно указом Президента России в рамках названного федерального конституционного закона при введении режима чрезвычайного положения.

Следует обратить внимание на то, что в данном случае имеет место прямое указание закона, чего нельзя сказать о нормах Федерального закона РФ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Установленный местными властями запрет не покидать место жительства, по поему мнению, равносилен домашнему аресту – мере пресечения, избираемой в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления лица (статья 107 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Обращаю при этом внимание и на то, что в силу указанной процессуальной нормы, а также ч.2 ст.22 Конституции РФ, мера пресечения в виде домашнего ареста избирается исключительно по судебному решению.


Возникает вопрос – почему же тогда государство сразу не объявило в стране ЧП, а прибегло к введению режима повышенной готовности. Ответ довольно банален – в период действия чрезвычайного положения закон предоставляет определенные гарантии имущественных и социальных прав граждан и организаций, в частности, право на возмещение причиненного ущерба, содействие в трудоустройстве и предоставление необходимой помощи на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.29 Федеральным конституционным законом РФ от 30.05.2001г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»).

Гораздо проще объявить апрель месяц выходным! Ведь в этом случае все расходы по оплате труда лягут на работодателей, что в стране, в которой средним считается класс людей с доходами в 17 тысяч рублей, по мнению властей видимо не является проблемой.


«Ты должен отдыхать, работать права не имеешь. И помни – дома должен ты сидеть. Посмеешь выйти – мы накажем. Кто раб? Нет… ты по прежнему свободен. Тебе лишь нужно месяц потерпеть. С детьми пойти бы на площадку, на природу? Ну что за ерунду ты говоришь? Возьми собаку прогуляться, детей – в ближайший магазин. Простить налоги, коммуналку? Увы, об этом Мой указ молчит».

Мне кажется, реальность абсурда, о которой писал Франц Кафка в своих произведениях, не так далека от нашей сегодняшней действительности, только выражается по своему.