01 июля 2017 года
Госдума «зарегулировала» онлайн-кинотеатры
Вступил в силу закон, возлагающий ряд обязанностей на онлайн-кинотеатры посещаемостью более 100 тысяч пользователей в день, доступ к которым предоставляется за плату или на условиях просмотра рекламы.
Это обусловлено принятым Государственной думой РФ Федеральным законом РФ от 01.05.2017г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающем в силу 1 июля 2017 года
Так, согласно нововведенной статьи 10.5 Федерального закона РФ от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» владелец сайта в сети «Интернет», который используется для формирования и (или) организации распространения в сети «Интернет» совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России, и доступ к которым в течение суток составляет более 100 тысяч пользователей сети «Интернет», находящихся на территории России (далее – владелец аудиовизуального сервиса), обязан соблюдать требования законодательства РФ, в частности:
1) не допускать использование сайта в целях совершения преступлений, разглашения гостайны, распространения материалов, содержащих публичные призывы к терроризму, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
2) осуществлять классификацию контента по возрастным группам;
3) соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о референдуме и выборах;
4) не допускать распространения телеканалов или телепрограмм, не зарегистрированных в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
5) разместить на аудиовизуальном сервисе адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, а также свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица);
6) установить одну из предлагаемых Роскомнадзором программ для определения количества пользователей.
Закон предусматривает создание и ведение Роскомнадзором реестра аудиовизуальных сервисов. В целях формирования данного реестра Роскомнадзор, в частности, вправе запрашивать у владельца аудиовизуального сервиса информацию, необходимую для ведения такого реестра. Запрашиваемая информация должна быть представлена в течение 10 дней со дня получения запроса.
По общему правилу владельцем аудиовизуального сервиса может выступать российское юридическое лицо или гражданин РФ, не имеющий гражданства другого государства.
В случае, если доступ к аудиовизуальному сервису на протяжении 3-х месяцев составляет в течение суток менее 100 тысяч пользователей сети «Интернет», данный сервис по заявлению его владельца исключается из реестра аудиовизуальных сервисов, а если доступ к нему на протяжении 6 месяцев составляет в течение суток менее 100 тысяч пользователей – и при отсутствии такого заявления.
Согласно закона не являются аудиовизуальными сервисами: информационные ресурсы, которые зарегистрированы в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991г. №2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевых изданий; поисковые системы; информационные ресурсы, на которых аудиовизуальные произведения размещаются преимущественно пользователями сети «Интернет».
В случае обнаружения нарушений законодательства Роскомнадзором может направить владельцу портала требование принять меры по их устранению или обратиться в суд с заявлением об ограничении доступа к сайту, если соответствующее требование Роскомнадзора будет не исполнено.
При этом, за неисполнение указанных требований Роскомнадзора владельцам аудиовизуального сервиса грозят штрафы: для граждан от 50 до 100 тысяч рублей; для должностных лиц - от 200 до 400 тысяч рублей; для юридических лиц - от 600 тысяч до 1 миллиона рублей. В случае повторного нарушения суммы штрафов существенно больше.
Также введена административная ответственность за распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической, экстремистской деятельности; нарушение порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию; распространение незарегистрированных средств массовой информации.